студия фотодизайна

 

Понятие картинной плоскости и её заполнение.





Представление о картинной плоскости в искусстве фотографии схоже с тем представлением, которое существует в живописи. В данном случае под картинной плоскостью понимается та плоскость, на которой обозначено перспективное изображение определённых предметов. Эта плоскость расположена между зрителем и уже упомянутыми предметами. А лучи, идущие от этих предметов, прежде чем попасть в глаз наблюдателя, должны будут пересечь данную плоскость в определённых точках.

Проблема заполнения картинной плоскости актуальна для композиции снимков в различных жанрах, будь то пейзажи, портреты, репортажные кадры и т. д. Но чтобы в этих жанрах фотоснимки отличались выразительностью и законченностью по изобразительной форме, требуется предварительная серьёзная учебная работа. Поэтому фотографу, не обладающему достаточной практикой, добиться стройной композиции достаточно трудно, особенно в перечисленных жанрах. Начинающие фотографы допускают композиционные неточности и ошибки, касающиеся световых, линейных и тональных построений кадра.

Считается, что учебную работу по композиции следует начинать с жанра натюрморта. Преимущества этого жанра для новичков очевидны: предметы, небольшие по размерам, без труда можно перемещать в пространстве, тем самым определяя свой изобразительный замысел. Обучение заполнению картинной плоскости стоит начинать с последовательного ввода в кадр исключительно тех предметов, которые, действительно, необходимы для построения конкретного сюжета. Следует уметь точно определять положение предметов, находя между ними прочные композиционные связи.
Одной из распространённых ошибок относительно заполнения картинной плоскости является очевидная элементарность и тривиальность получившейся композиции. При этом снимок перегружен предметами. Эти предметы, с одной стороны, хорошо видны в кадре, но, с другой стороны, выглядят одинаково невыразительно. Причиной этому служит то, что не все предметы, являющиеся объектами съёмки, равноценны – они делятся на основные и второстепенные.
Таким образом, заполнение картинной плоскости имеет смысл начинать с определения положения основного предмета, который в большинстве случаев может располагаться в различных частях кадра. При этом от положения главного предмета зависит линейный рисунок снимка.

Нередко основной предмет помещают в центральную часть картинной плоскости. И при отсутствии специальных акцентов внимание зрителя будет обращено именно к центру кадра. Благодаря тому, что основной предмет, занимающий центральное положение, приобретает подчёркнутую важность и главенство, такое положение считается выгодным. И композиция в целом приобретает и строгость, и устойчивость. Эти факторы можно рассматривать как плюсы центральной композиции. Но подобная композиция обладает и недостатками. Ведь центральное положение основного объекта делает затруднительным введение в кадр других деталей – на картинной плоскости им не остаётся места. Это, в свою очередь, приводит либо к нежелательной неуравновешенности композиции, либо к примитивности композиции. Такая примитивность является следствием симметрии рисунка и упрощённого линейного построения. Однако бывают случаи, когда симметрия линейного рисунка способна придать интересные эффекты.

Другим важным правилом композиции является принцип равновесия. Как правило, пустота в какой-то части кадра не допускается. Его пространство должно быть заполнено равномерно. Но, несмотря на то, что подавляющее количество фотоснимков основано на уравновешенных композициях, подобный линейный рисунок кадра не является единственно возможным.

Можно представить, что фотоснимок – это некая фотографическая картина. Поэтому присутствие каждого элемента на её плоскости должно быть оправдано с художественной точки зрения.

 

автор: Александр Толчаинов



Создан 11 апр 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником