студия фотодизайна

студийная фотосъёмка

необходимое для работы оборудование



 Студийная фотосъемка в представлении многих начинающих фотографов является сверхсложным процессом, очень затратным и требующим высокого мастерства. Конечно, доля правды в этом есть. Создание высококлассных фотографий, украшающих билборды и обложки журналов - дело действительно нелегкое и затратное, в котором к тому же далеко не все зависит от мастерства фотографа. Но в целом снимать в студии получается быстрее, проще и зачастую комфортнее, чем на улице.

 Итак, в чем преимущества студии и зачем вообще она нужна? Самое главное – это свет, а точнее, возможность создать практически любой характер освещения с помощью светового оборудования. Студийные источники света, отражатели, светоформирующие насадки и фильтры даруют почти неограниченную свободу действий. Ваше творчество ограничивается только имеющейся съёмочной и светотехникой и конечно же пространством студии.

 Если рабочее пространство слишком мало, тогда не хватит места для установки света, и снимаемые образы будут слишком плоско освещены. В процессе съёмки нужно иметь возможность поместить модель на расстоянии нескольких метров от фона, а расстояние источников света от объекта должно быть минимум 1-2 м. Чем ближе объект находится к фону, тем сложнее сбалансировать свет на заднем плане и на объекте. Светом становится трудно управлять, и вы вряд ли получите результаты, к которым стремитесь. Помимо этого, зачастую нужно осветить лишь объект съемки, но не фон, чтобы избежать возникновения некрасивых и навязчивых теней. Аналогичным образом, если освещается фон, фотограф должен быть уверенн, что направленный на задний план свет не падает на объект.

 

 Для съемки эффектных портретов зачастую не нужен сложный свет. Основные системы постановки света, которые используются для большинства съемок, состоят из четырех источников света (основной, наполняющий, фоновый и подсветка волос), но почти всегда можно обойтись и тремя источниками: основным, наполняющим и фоновым, однако три — это минимум для создания хорошего студийного портрета. Для более сложных схем освещения понадобятся минимум шесть моноблоков, поскольку свет прожектора ограничен с точки зрения расстояния и мощности.
 Для освещения в студии я стараюсь не пользоваться зонтом, если только не требуется осветить большую группу людей, так как этот прибор, распространяя широкий и равномерный свет, делает объект плоским. В качестве основного источника света я предпочитаю использовать софтбоксы среднего размера, поскольку их свет легче контролировать, и они делают освещение объекта более мягким.  Это помогает создавать более динамичные и живые портреты, поскольку глаза приобретают дополнительный блеск и экспрессивность.

Когда установлена основная система света, следует поэкспериментировать с контролем его источников. Эффективными инструментами такого контроля являются экраны и рефлекторы, отражающие и рассеивающие источники света.


 Отражатели позволяют менять направление света, его характер, цветовую температуру, также служат для подсветки теней. Рефлекторы выпускаются белые, серебристые, золотистые, и черные. Белые рефлекторы полезны для создания мягкой насыщенной подсветки, серебристые дают более резкий и агрессивный эффект, золотистые создают более теплый образ. Черные используются как занавес, чтобы свет не падал на фон, они также убирают блики от стекол при фотографировании людей в очках.

 

 Выбор фона весьма важен для студийных съемок портретов. Я использую для фона цветную однотонную и декорированую ткань вместо бумаги и считаю, что она придает образу более богатый и фактурный эффект с красивыми вариациями цвета и тона. Простые черные и белые фона всегда полезно иметь в студии. Серый также всегда находит широкое применение: можно придавать фону различные цвета, используя цветные фильтры на источнике заднего света, и серый считается идеальным, так как он хорошо абсорбирует различные цвета. Фактурный фон часто улучшает сильные, динамичные композиции. Плоское освещение делает цвет фона слабым и размытым.

 

 Освещение — это весьма дорогостоящая, но очень важная часть арсенала фотографа. Прежде всего, для работы необходимо иметь постоянные или импульсные источники света, к которым потом можно придумывать множество дополнений для создания различных световых эффектов. Существует множество насадок на прожекторы и моноблоки, которые позволяют получать различные творческие световые эффекты.

 

Светотеневой рисунок – пожалуй, самый важный момент при студийной съемке. От него полностью зависит ваш снимок, его атмосфера и настроение. Для того, чтобы придать освещению тот или иной характер, используются светоформирующие насадки.

Выбираются они в зависимости от того, что вам нужно получить – мягкий рассеянный свет или жесткий направленный свет. Для создания направленного света используются «тарелки», тубусы, сотовые насадки и так далее, а для рассеянного пригодятся софтбоксы различных видов, зонты (на отражение или на просвет), и т.д. Можно использовать также большие рассеивающие или отражающие экраны.


 Сотовые насадки предназначены для получения жесткого светового потока и сужения угла излучения за счет того, что соты пропускают лучи параллельно друг другу. Такими свойствами обладает, например, солнечный свет. Напоминающая пчелиные соты насадка-решетка используется для подсветки волос, либо фона. Она дает довольно жесткий, контролируемый свет, и особенно полезна при съемках мужских портретов.

 «Амбарная дверца» - четырехлепестковая шторка-насадка контролирует поток света, который вы хотите направить на объект. Прибор весьма полезен при создании впечатления потоков света, падающих на задний план.

 Насадка-тубус особенно нужна для создания фоновых световых эффектов. Прибор также можно использовать для подсветки волос. Тубусы дают очень узкий, сфокусированный пучок света. Вы можете направить сфокусированный свет на определенный участок лица объекта или высветить конкретную деталь.

 Различные цветные фильтры здорово  помогают разнообразить световой рисунок, если конечно, это вам нужно. 

 Зонты используются в качестве очень широкого источника света. У зонта могут быть различные отражающие поверхности: белые, серебристые и золотистые. Существуют несколько типов зонтов: отражающие, просветные и универсальные (отражающая поверхность которых закрыта темной материей, а для съемки на просвет материя снимается).
Основное применение зонта – создание мягкого и ровного освещения на большом пространстве. Зонты дают мягкий ровный свет, при этом свет можно фокусировать и расфокусировать с помощью изменения расстояния от поверхности зонта до лампы светильника.

 Зонты дешевле, чем софтбоксы, но ими труднее управлять. Являясь широким источником света, эти приборы дают довольно плоское освещение. Чаще всего зонт используют в качестве заполняющего света, но если нужно создать мягкий световой рисунок, то зонт может обеспечить и рисующий свет.

 Софтбокс. Название происходит от двух английских слов: soft – мягкий и box – коробка. Софтбокс действительно можно рассматривать как коробку, обтянутую спереди рассеивающей тканью, которая смягчает свет. Внутри софтбокса находится еще одна рассеивающая панель из ткани, а боковые стенки покрыты отражающим материалом для равномерного распределения и снижения потерь света. Для создания более чёткой направленности светового потока, на софтбокс одевают специальную сетку из ячеек, называемую гридом.  

Эта конструкция лучше всего подходит для портретной съемки: он равномерно освещает объект и не дает резких теней. Софтбокс самая популярная световая насадка, он дает мягкий и в то же время направленный свет на большой протяженности. Чем более качественный софтбокс, тем более равномерный свет он выдает (минимальная разница в интенсивности света от центра софтбокса к его краям). Хорошие софтбоксы формируют качественный и чистый свет.
 Софтбокс - важная часть любого осветительного оборудования. Эти приборы выпускаются различных размеров (наиболее распространённые от 40х40 см до 80х120 см). Они часто используются в качестве основного источника света для портретных съемок, когда используется софтбокс меньшего размера для снимков головы, а большего — для фотографий в полный рост. Софтбоксы также применяются для красочных ростовых портретов моделей, так как дают очень мягкий, рассеянный свет, довольно теплый, чистый и ровный.

 Софтбоксы делятся на три типа: собственно софтбокс (прямоугольники и квадраты), октобокс (восьмигранник) и стрипбокс (узкий вытянутый прямоугольник). При съемках в закрытом помещении эти приборы открывают большие возможности. В софбоксе могут быть установлены специализированные экраны и два диффузора, благодаря чему световое оборудование становится профессиональным инструментом для стандартных или специальных схем освещения.

 Стрипбокс. «Strip Light» если переводить дословно – световая полоска. Стрипбокс – это узкий высокий софтбокс, ширина которых много меньше высоты. Эти приборы дают узкий направленный поток мягкого света, росплеск света в стороны минимален. Мягкость светотеневого рисунка обусловлена наличием рассеивающей поверхности большой площади и специально подобранной геометрией боковых отражающих плоскостей. Закрытая конструкция софт-бокса позволяет избежать нежелательных бликов и потерь светового потока. Их используют для ростовой съемки, создания градиентной подсветки на фоне и там, где нужно получить направленный свет, например для подсветки волос и плеч сверху. 

Тоже бывают разных размеров, от 20х120 до 40х180см. Как правило многие начинающие фотографы лишают себя возможности работать со стрипами в виду их немалой стоимости, а зря - стрипбоксы, это отличное решение при съёмке ростовых портретов и достижения интересных световых эффектов.

 Октобокс дает широкий поток мягкого рассеянного света и особенно удобен для съемки групп людей. Для портретной съемки отлично подходит восьмиугольный софтбокс. С его помощью в глазах модели оставляется естественный рефлексивный рисунок. Октобокс оснащен каймой, посредством которой определяется четкая граница светового перехода. Также бывают разных размеров, от 50 до 180см в диаметре.

 Светорассеивающие экраны по своим характеристикам схожи с диффузорами, которые крепятся сверху на софтбокс, но представляют собой независимый экран.

 Диффузионные экраны полезны для рассеивания вашего источника света. Кстати, их часто используют и как силуэтные экраны, пропуская свет сзади и фотографируя появившийся на экране силуэт. В примитивном варианте фотографы зачачастую используют полиэтиленовые плёнки.

 

Рисующий свет – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Все остальные источники по отношению к нему второстепенные и служат для подчеркивания отдельных деталей и высветления теней.
Заполняющий свет – источник, свет от которого идет от места где установлена камера. Служит для высветления теней от источника Рисующего света. Возможен вариант, когда Рисующий и Заполняющий источники совмещены, тогда получается бестеневой рисунок.
Фоновый – служит для освещения фона. Поскольку часто источник света невозможно поместить за объектом, то он сдвигается вбок, либо ставятся два источника по бокам.
Контровый – служит для освещения объекта съемки сзади.
Моделирующий – служит для выделения светом боковых поверхностей объекта съемки.


Продолжение следует...



Обновлен 28 окт 2012. Создан 07 апр 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником